PHYS-PORTAL.RU

Физический информационный портал


 
   

 
 

Московский Государственный Университет. Физический факультет.
Кафедра Физической Электроники.


Кафедра готовит студентов и аспирантов по специальностям Физика плазмы и Физическая электроника. На кафедре читаются свыше 20 специальных курсов (в том числе, отделенческие курсы Колебания и волны в плазменных средах и Физические основы электроники твердого тела), работают 3 спецпрактикума. Параллельно основным курсам читается блок лекционных курсов, ориентированных на изучение физических основ современных технологий, микро- и наноэлектроники и материаловедения. Кафедра обеспечивает работу докторского диссертационного совета Д 501.001.66 (председатель проф. А.Ф.Александров), проводящего защиты докторских и кандидатских диссертаций по специальностям: 01.04.08 физика плазмы, 01.04.04 физическая электроника, 01.04.13 электрофизика, электрофизические установки, 01.04.01 приборы и методы экспериментальной физики. Кафедра является одним из основных организаторов международных конференций Взаимодействие ионов с поверхностью и Звенигородской конференции по физике плазмы и управляемому термоядерному синтезу. Это кратко об одной из кафедр факультета.

 
 

МФТИ и этим сказано все!

 

Официальный сайт МФТИ:
http://mipt.ru/
Федеральная заочная физико-техническая школа при МФТИ:
http://www.school.mipt.ru/

 
 
 
 

Новосибирский Государственный Университет. Физический факультет.


Фундаментальное физическое и математическое образование студенты Физического факультета НГУ получают в течение первых трех лет. Оно обеспечивается тремя кафедрами: общей физики, теоретической физики и высшей математики. Основная задача этих кафедр - общее физико-математическое образование студентов. На первом курсе все студенты обучаются по единой программе. Начиная со второго года обучения происходит разделение единого потока на два отделения: общефизическое и физической информатики. Начиная с третьего курса, студенты общефизического отделения проходят практику в базовых институтах СОРАН, для чего они распределяются по 16 выпускающим кафедрам, осуществляющим обучение специальным дисциплинам. Специализация студентов отделения физической информатики начинается со второго курса и проходит на 2-х кафедрах. До третьего курса (включительно) специальным курсам отводится один день в неделю. На четвертом курсе бакалавратуры и в магистратуре большую часть времени студенты проводят на выпускающих кафедрах в базовых институтах. Таким образом, на Физическом факультете НГУ имеется 19 кафедр: три, осуществляющие общее физико-математическое обучение, и шестнадцать специализированных выпускающих кафедр.


Сайт физического факультета:
http://www.mathnet.ru/php/organisation.phtml?option_lang=rus&orgid=2879

 
 

Санкт-Петербургский Государственный Университет. Физический факультет.


Что такое физический факультет?
Физический факультет является структурным подразделением университета, которое вместе с Научно-исследовательским институтом физики и Научно-исследовательским институтом радиофизики образуют Физический учебно-научный центр (ФУНЦ).
Физический факультет был создан на базе организованного Д.С.Рождественским в 1919 году отделения физико-математического факультета Петроградского университета со своим Ученым Советом и отдельным учебным планом при воссоздании факультетской структуры в Университете приказом ректора Ленинградского государственного университета N 191 от 14.04.1933 года.

Основные цели факультета состоят в следующем:
 

Подготовка (переподготовка, повышение квалификации) научно-педагогических кадров и специалистов различных уровней квалификации в области физики, радиофизики, прикладных математики и физики, междисциплинарных отраслях знания;

Формирование у обучаемых научного мировоззрения, воспитание качеств, необходимых для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований на наиболее высоком научном уровне;

Развитие и обновление образовательных программ на базе выполняемых в ФУНЦ научных исследований, поиск новых перспективных методик и направлений образования;

Сохранение, развитие и обновление кадрового потенциала российской высшей школы, в т.ч. ведущих научно-педагогических школ ФУНЦ;

Привлечение талантливой молодежи к профессиональному освоению физики, радиофизики, прикладных математики и физики, междисциплинарных отраслей знания.

Распространение естественнонаучных знаний и научного мировоззрения среди населения.

Основные задачи факультета:

Реализация основных образовательных программ высшего профессионального образования по направлениям 510400 , 511500, 511600 , специальности 013900 ;

Осуществление программ дополнительного и послевузовского образования (аспирантура, докторантура);

Развитие и обновление реализуемых образовательных программ, в т.ч. исследований в области естественнонаучного образования и преподавания соответствующих дисциплин, поддержка и развитие инфраструктуры ФУНЦ;

Оказание консультационных, экспертных и иных услуг, связанных с основными направлениями деятельности;

Информационная поддержка образования и научных исследований, создание информационных ресурсов;

Подготовка учебной, специальной, справочной и методической литературы, материалов конференций, фундаментальных и прикладных исследований;

Организация и проведение научных и образовательных семинаров, конференций, симпозиумов, стажировок;

Организация распространения и реализации учебной, специальной, справочной и методической литературы.

Организация и дальнейшее развитие НИИ в структуре университета вызваны стремлением эффективно использовать для проведения исследований богатый научный потенциал профессорско-преподавательского состава физического факультета. В то же время создаются благоприятные условия для повседневной лабораторной практики студентов (бакалавриата, магистратуры) и научной работы аспирантов с использованием дорогостоящей аппаратуры, уникальных экспериментальных установок, информационно-вычислительных сетей, связей с иностранными научными центрами и специалистами.

Эта направленность в организации институтов обуславливает их специфическую структуру. Практически все кафедры факультета со сложившейся научной специализацией имеют соответствующие по тематике отделы в институте физики (кафедра радиофизики в институте радиофизики). Сотрудники отделов институтов совместно с сотрудниками соответствующих кафедр образуют единый научный коллектив, во главе которого, как правило, находится заведующий кафедрой, он же руководитель научного отдела института на общественных началах.


Сайт физического факультета:
http://www.phys.spbu.ru/

 
 

 Национальный исследовательский Саратовский государственный университет.


Факультет нелинейных процессов (ФНП)
Саратовского государственного университета является единственным в России, нет ему прямых аналогов и в мире. Он возник в 1994 году первоначально под названием "Колледж прикладных наук (на правах факультета)", и первый набор составлял 24 человека (теперь 65 человек). Идея создания такого факультета нашла положительный отклик во многих отечественных и зарубежных университетах, научных центрах, отраслевых институтах и промышленных предприятиях. Становление и развитие факультета проходило в рамках Федеральной экспериментальной площадки и при поддержке Международной российско-американской программы " Фундаментальные исследования и высшее образование (BRHE)".

Мы живем в быстро развивающемся мире, живем в такое время, когда происходит непрерывная смена тематики исследований, непрерывная смена номенклатуры производимой продукции, когда жизнь ставит перед нами неожиданные задачи, когда важно вовремя предусмотреть их появление. Для этого и создан ФНП. Фундаментальные знания, высококвалифицированный труд выходят на первый план, когда речь идет о важнейших источниках эффективного развития любой страны. Тому исторические примеры: быстрое послевоенное развитие ("экономическое чудо") Японии и Германии базируется, как отмечают многие специалисты, на модернизации экономики "посредством эффективной образовательной политики государства".

Отличительной чертой факультета является новая концепция образования, базирующаяся на идеях нелинейной динамики нового междисциплинарного научного направления, которое занимается исследованием процессов самоорганизации и образования, поддержания и распада структур в нелинейных системах самой различной природы, выявлением общих методов и закономерностей в самых различных областях естествознания, а также социологии и даже лингвистики; более того, в рамках нелинейной динамики происходит кооперирование различных специальных дисциплин. В центре внимания новой области знаний оказываются системы, способные демонстрировать "сложность", т.е. нетривиальные, в частности, хаотические режимы нелинейных систем. Наиболее ярко новые закономерности проявляются в открытых нелинейных системах. Физика открытых нелинейных систем в настоящее время стала самостоятельной научной дисциплиной, характеризующейся междисциплинарными подходами, своей методологией, своим "инструментарием". Междисциплинарные исследования в этой области науки в настоящее время приобретают конкретное значение и от них подчас зависит не только развитие целых отраслей знаний, но и использование наукоемких и высокоточных технологий, нанотехнологий в самых различных областях человеческой деятельности. Развитие и успехи физики открытых нелинейных систем и нелинейной динамики в целом, как в России, так и во всем мире, настоятельно требуют осуществления подготовки специалистов, которые способны с успехом применять аналитический, численный и понятийный аппарат, идеи и методы нелинейной динамики для фундаментальных и прикладных исследований, устанавливать общность интересов и математических методов исследования родственных нелинейных явлений в различных областях науки и на основе этого получать нетривиальные конкретные результаты. Необходимы специалисты, которые должны владеть методологией и инструментарием системного анализа, понимать возможные типы эволюции систем и управлять ими. Накопленный опыт на факультете нелинейных процессов Саратовского государственного университета показал, что подготовка специалистов в рамках такого подхода приводит к значительному ускорению адаптации выпускников к современному миру. Немаловажную роль при этом играет то, что в основе образовательных технологий лежит не простое увеличение объема знаний, а обучение навыкам и формирование междисциплинарных знаний и подходов. Тот факт, что специалисты подобного рода необходимы сегодня, подтверждается большим числом исследований, проводимых в ведущих научно-исследовательских центрах мира: Center for Nonlinear Dynamics (University of Texas, USA), Center for Interdisciplinary Research in Nonlinear Dynamics (Potsdam University, Germany), Weizmann Institute of Science (Israel), Nonlinear Dynamics Laboratory of Physics Departments (University of Miami, USA), Institute for Nonlinear Science (San Diego, California), Institute for Nonlinear Research (Nice, Italy), Institute for Dynamical Systems Research (Italy), Centre for Nonlinear Dynamics and its Applications, University College (London, UK), Los Alamos National Lab, Center for Nonlinear Studies (USA), Pohang University, Nonlinear and Complex Systems Lab (Korea), Maryland Chaos Group (USA), Humboldt-Universitat zu Berlin, AG Statistische Physik und Nichtlineare Dynamic (Germany) вот далеко не полный список только зарубежных научно-образовательных центров и институтов, специализирующихся на проведении научных исследований в области нелинейной динамики и, в частности, в области физики открытых нелинейных систем.

Новая концепция образования реализуется на факультете на всех специальностях и направлениях. Учебные планы и рабочие программы изучаемых дисциплин построены так, что "центр тяжести" перенесен с лекционных занятий на семинарские, практические и индивидуальные занятия, на выполнение курсовых работ. Традиционный цикл дисциплин по физике и математике преподается на новом научном уровне. В процесс обучения включены такие дисциплины, как физика колебаний и волн, бифуркации и катастрофы, динамический хаос, самоорганизация в открытых системах, математические методы в естествознании, в социальных науках и экономике, математическое моделирование, физическая электроника, биофизика, молекулярная биология и т.д. Значительное место в учебном процессе занимают компьютерные науки и информационные технологии. Студенты учатся не только умению пользоваться "компьютерными достижениями", но и умению корректно поставить задачу в различных областях знаний и решить ее с помощью современных компьютерных технологий. Нелинейная динамика стала одним из основных направлений, где наиболее ярко представлена методология компьютерной науки, где компьютер служит инструментом для установления новых закономерностей сложного поведения нелинейных систем. Одной из основных дисциплин на факультете является английский язык, на изучение которого отводится 4 года. Английский язык изучают и те, кто не проходил его в школе. Без знания английского языка невозможна стажировка за рубежом, невозможно научное общение и творческая деятельность. Факультативно студенты могут изучать второй иностранный язык. Для реализации новой образовательной технологии на факультете модернизированы уже существовавшие и созданы принципиально новые учебные и научно-учебные лаборатории, оснащенные современным оборудованием.

На факультете 6 кафедр:

Кафедра электроники, колебаний и волн
Кафедра нелинейной физики
Кафедра физики открытых систем
Кафедра динамических систем
Кафедра биофизики
Кафедра основ проектирования приборов СВЧ

Первые три кафедры традиционные университетские кафедры. Три последние являются базовыми, они находятся на территории, соответственно, Саратовского филиала института радиотехники и электроники РАН, Института биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН, Научно-производственного предприятия "Алмаз". Непосредственное вовлечение академической и отраслевой науки в образовательный процесс, использование в обучении материальной базы академических и отраслевых институтов также относится к отличительным чертам ФНП.

Девиз факультета: нет образования без науки, нет науки без образования. Поэтому процесс педагогической деятельности на факультете тесно связан с научными исследованиями. Факультет нелинейных процессов является сердцем научно-образовательного института (НОИ) "Открытые системы", в который входят также Лицей прикладных наук, отделение физики нелинейных систем НИИ естественных наук СГУ, редакционно-издательский отдел общероссийского журнала "Известия вузов. Прикладная нелинейная динамика". Цель НОИ "Открытые системы" углубление интеграции образовательного и научно-исследовательского процессов, обеспечение этих процессов современной научной, учебной, методической и информационной литературой, создание условий для реализации непрерывного образования "школа вуз аспирантура", координация деятельности по указанным направлениям. Факультет входит в полном составе в научно-образовательный центр "Нелинейная динамика и биофизика", является коллективным членом виртуального "Нелинейного сообщества России".
 

http://www.sgu.ru/structure/faculties/physical

 
 

Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Институт физики высоких технологий ТПУ
http://abiturient.tpu.ru/html/ifvt-ns.htm


Сегодня ИФВТ это вековой опыт подготовки высококвалифицированных специалистов в сочетании с новациями в области образования и высоких технологий. Традициями института, определяющими высокое качество подготовки специалистов, является фундаментальность, тесная связь научных исследований с образовательным процессом, практическая направленность образования, а также высокие требования к уровню преподавания и знаниям студентов.

Многоуровневая структура образовательных программ ориентирована на выбор личной образовательной траектории по ступеням бакалавр, магистр, кандидат наук, доктор наук. Процесс обучения проходит в современных учебных и научных лабораториях, экспериментальных мастерских института. Кроме того, в образовательном и научном процессах широко используется кадровый потенциал и современная научная база лабораторий Томского научного центра СО РАН.

Студенты имеют возможность проходить различные виды практик на ведущих предприятиях Сибирского региона, Европейской части России, в том числе за рубежом. Развитые деловые связи с зарубежными партнерами обеспечивают возможность академических обменов студентами между кафедрами института и зарубежными ВУЗами, возможность стажировок перспективных студентов, аспирантов, преподавателей в университетах и фирмах Германии, Японии, Великобритании, Южной Кореи, Китая, Словакии, Чехии.

Совместно с Берлинским техническим университетом (БТУ) разработана магистерская программа, по которой осуществляется элитная подготовка специалистов с получением двойных дипломов (ТПУ и БТУ). Подобная программа разрабатывается также совместно с техническим университетом г. Шеффилда (Великобритания).


Физико технический институт ТПУ

http://abiturient.tpu.ru/html/fti.htm


Институт осуществляет подготовку специалистов для широкого круга предприятий ядерного топливного цикла. Серьезная фундаментальная подготовка сочетается с приобретением практических навыков работы. Студенты института имеют уникальную возможность обучения на действующих установках научных учреждений и предприятий атомной отрасли.
 

 
 

Уральский федеральный университет
Физико-технологический институт

http://www.fizteh.org/facult


Физтех сегодня - это:

13 выпускающих кафедр;
15 специальностей и 6 направлений подготовки в области физико-химических, физико-технических и информационных технологий, социально-гуманитарных коммуникаций, управления качеством инновационных продуктов и технологий;
более 2000 студентов очной формы обучения;
академики, 5 членов-корреспондентов РАН, 4 заслуженных деятеля науки и техники;
65 специализированных лабораторий, в числе которых циклотронная лаборатория, электронных приборов, компьютерных технологий, ядерная лаборатория, гидрометаллургических процессов и электрохимии ионных расплавов, функциональных и конструкционных композиционных материалов и покрытий, физико-химических методов анализа, радиохимическая лаборатория;
пять диссертационных советов;
ежегодно выполняемый объем фундаментальных и прикладных работ исследований на сумму свыше 100 миллионов рублей;
развитая система студенческого самоуправления;
лидирующие позиции в университете по многим показателям
общежитие на 600 мест

 
  Санкт Петербургский Государственный Политехнический Университет
Физико технический факультет

http://www.spbstu.ru/departments/base/ftf/index.asp

О факультете:
Декан академик РАН, Лауреат Нобелевской премии по физике 2000г.,
профессор Жорес Иванович Алферов
Факультет был основан в 1988 году совместно с ФТИ имени А.Ф. Иоффе РАН для подготовки физиков-исследователей высшей квалификации. На факультете работают выдающиеся российские физики. Обучение ведется в тесной координации с Академическим университетом на территории научно-образовательного комплекса Академии Наук. Студенты факультета получают фундаментальное физико-математическое образование, овладевают инженерными знаниями, осваивают компьютерные технологии. С третьего курса все студенты ведут самостоятельную исследовательскую работу в лучших лабораториях, на уникальном оборудовании, под руководством высококвалифицированных руководителей

В состав факультета входят кафедры
Физика плазмы
Космические исследования
Физика твердого тела
Физика и технология наноструктур
Твердотельная электроника
 

Физико механический факультет
http://www.physmech.ru/


О Факультете:
Физико-Механический факультет - первый в мировой истории факультет по подготовке инженеров-физиков был основан в 1919 году академиком А.Ф. Иоффе. Сформулированный им принцип органического сочетания учебы и научных исследований является основополагающим в организации учебного процесса и в наши дни. На факультете работают ученые и педагоги высшей квалификации, доктора и кандидаты наук, среди которых более 30 членов российских, международных и отраслевых академий наук. Среди первых выпускников факультета чл.-корр. АН СССР Г. А. Гринберг (1924), чл.-кор. АН СССР А. И. Лурье (1925), академик Ю. Б. Харитон (1925) трижды Герой Социалистического Труда, один из руководителей советского атомного проекта.